История кукол. Немецкие фарфоровые куклы.

Немецкая индустрия по производству кукол с фарфоровыми головами в Тюрингии.

Тюрингия является цитаделью немецкой кукольной промышленности. Для этого развития Тюрингия имела все предпосылки: богатые залежи коалиновой глины отличного качества, древесина как горючее для керамических печей и изготовления кукольных тел, а также хорошо развитая сеть железной дороги для транспорта и высокая плотность населения в качестве источника дешевой рабочей силы.

Тюрингские мастера славились производством фарфора и декоративных фигур с начала девятнадцатого века и имели богатый опыт в этой области. У французских кукольных мастеров, таких как Jumeau, Bru и другие, была взята идея делать куклы с красивыми головами из фарфора, подвижными  конечностями из дерева  и композита, но намного дешевле. Идея была успешной, и вскоре тысячи немецких кукол были помечены как DEP (deponiert), которые были экспортированы во Францию. Во Франции куклам были сделаны париками, сшита одежда, и они поступали  в продажу.

коллекционные куклы ручной работы, выставка кукол в праге, выставка кукол москва тишинка, авторские куклы, будуарная кукла

Во второй половине 19 столетия бисквитный фарфор вытеснил из кукольной индустрии глазированный фарфор. Бисквитный фарфор является лучшим материалом для изготовления кукольных голов, передающим тонкие и нежные оттенки, матовость и структуру детской кожи. Бисквитный фарфор применялся уже с 18 века для изготовления скульптур людей и животных, но получил широкое развитие лишь с внедрением в кукольное производство. Головы из этого материала, дважды обжигающиеся без глазировки, выглядели очень натурально. Бисквитный фарфор состоит из каолина, полевого шпата и кварца. Именно тюрингская земля, как уже было отмечено выше, была особенно подходящей для производства бисквитного фарфора. С 1880 года начинается новая эра немецкой игровой фарфоровой куклы.

Головы с плечевой тарелкой (Brustköpfe) монтировались на кожаные туловища. Другим видом тел были тела из дерева, композита (древесные опилки с клеем) или папье-маше (прессованный картон). В продаже появляются куклы для купания с подвижными руками и ногами, говорящие, ходячие куклы. Уже к 1900 году в Тюрингии насчитывается свыше 100 кукольных фарфоровых фабрик.

Мелкие фирмы зачастую не маркировали свою продукцию, поэтому в настоящее время некоторых кукол трудно идентифицировать. Куклы крупных фабрик имели на затылке или на нижнем краю плечевой тарелки штамп производителя, номер отливки (молд) и маркировку размера куклы.

Одной из самых ранних в данной области является фирма Simon & Halbig (Зимон и Хальбиг), но имеется также много других, таких как Kestner (Кестнер), Handwerck (Хандверк) и Kammer & Reinhardt (Кэмер и Райнхард) в городе Вальтерсхаузен, Armand Marseille (Арманд Марсель) и Heubach (Хойбах) в Коппельсдорфе, Cuno & Otto Dressel (Куно и Отто Дрессель) в Зоннеберге, а также много других. К 1890 году Simon & Halbig были самыми известными производителями кукольных голов. Они не только поставляли свою продукцию многим фирмам, но и сами выпускали готовых кукол по желанию заказчика. Поэтому иногда на головах имеется двойная маркировка, например SH и KR или SH и Jutta (bebe-кукла фирмы Cuno & Otto Dressel). Маленькие кукольные головки шли на изготовление так называемых marottes или кукол-маротте. Головы, украшенные колпаками Полишинеля или, иногда, Пьеро и маленькими бубенчиками монтировались на вращающейся палочке. Крошечная музыкальная шкатулка скрывалась под яркой одеждой. При вращении палочки звучала простая мелодия.

Новшеством этой фирмы было создание, например, куклы с тремя лицами, каждое из которых имело свое выражение, или куклы с двумя головами, известной под именем Topsy-Eva. Это было забавное существо, на одном конце была голова белолицей куклы, а на другом голова куклы-негритенка. Кукла была одета в юбочку, при переворачивании одна из голов исчезала в складках юбки. Именно Simon & Halbig начали первыми выпускать кукол различных рас. Это были прелестные куклы-негритята, куклы-китайцы, куклы-индийцы, основная масса которых шла на экспорт в Америку.

коллекционные куклы ручной работы, выставка кукол в праге, выставка кукол москва тишинка, авторские куклы, будуарная кукла
В то время существовали две фирмы Fleischmann & Bloedel ( Фляйшман и Блодель) в Фюрте и просто Fleischmann в Зоннеберге, в Тюрингии, которые были тесно связаны сотрудничеством с французскими фирмами. Филиал фирмы Соломона Фляйшмана был, например, в Париже. Лондонский продавец игрушек Кремер в 1873 году отметил фирму Фляйшмана как одну из самых известных фирм по производству игрушек во всей области. Здесь работали 32 тысячи людей, включая надомных работников. Фирма выпускала различных кукол, на двух из которых были получены патенты, в 1870 году Eden Bébé и в 1898 году Triumph-Bébés. Среди кукол, изготовленных на этой фабрике, были механические ходячие куклы, говорящие и посылающие воздушные поцелуи. Фляйшман стал главным акционером в Союзе французских производителей кукол и игрушек, названным SFJB (Société Française de Fabrication de Bébés et Jouets), которое было организовано в 1899 году в целях соперничества с быстро развивающимися немецкими фирмами.

Немецкий фабрикант Арманд Марсель (Armand Marseille) сделал еще один шаг вперед в кукольном соперничестве между Германией и Францией. Он сумел выйти на французский рынок, для которого поставлял кукол, напоминающих французских. Головы ранних кукол Марселя имели широкие и густые брови и блестящие карие глаза. Взлет кукольного производства Арманда Марселя пришелся на рубеж XIX и XX веков. С 1884 по 1928 год его компания производила великолепных кукол.

Фабрика Арманда Марселя была самой продуктивной и среди конкурентов-соотечественников, завоевав призвание далеко за пределами Германии. Миллионы кукольных головок из бисквитного фарфора с маркой АМ приобретали производители кукол из разных стран. Кукольные серии, выпускаемые фабрикой Марселя, пользовались неизменным успехом у покупателей. На экспорт шли различные типы кукол, например, всемирно известная «Queen Louise», которую в 1910 году заказала фирма Louis Wolf Co. в Америке, производившая окончательную сборку куклы. Queen Louise имела ошеломительный успех среди современников. Кукольная королева прививала девочкам идеалы красоты, у нее были огромные карие глаза и аристократически бледное личико из бисквитного фарфора. В различных вариациях она имела мохеровые или тонко расписанные ресницы и брови. Другой, не менее известной, была очаровательная Floradora, выпущенная в первое десятилетие XX столетия.

Вся продукция Арманда Марселя обязательно имела клеймо с его инициалами или полным именем, номером отливки и размером куклы. В 1891 году был введен закон, согласно которому все игрушки, импортируемые в США, должны были иметь отметку о стране производства. На немецких кукольных головках стали ставиться дополнительные метки D.E.P. или D.R.G.M, указывающие на то, что производство защищено немецким патентом. На протяжении практически всей истории компании Марселя выпускались серии 370 (на кожаном теле) и 390 (на деревянно-композитном теле), являющимися прекрасными образцами немецкого качества. На фото внизу изображена кукла AM молд 353 в азиатском костюме, держащая в руках двух маленьких японских куколок из керамзита.

Другой известной фамилией в кукольном мире была фамилия Хойбах (Heubach). В 1840 году братья Кристоф и Филипп Хойбах (Gebrüder Heubach) покупают фарфоровую фабрику в Зоннеберге. Они одними из первых стали выпускать так называемых «характерных кукол» — кукол с улыбающимся, огорченным или даже плачущим выражением лица. Часто эти куклы выпускались небольшими партиями, и в настоящее время они имеют высокую коллекционную стоимость. В 1845 году Кристоф умирает, и его сын Антон перенимает управление. В 1876 году Антон Хойбах оставляет фабрику, и трое старших сыновей Луи Хойбаха (сын Филиппа Хойбаха) возглавляют управление фирмой.
В 1858 году другой Хойбах, Эрнест, построил новую фарфоровую фабрику в Коппельсдорфе (Ernst Heubach Köppelsdorf) В 1893 году фабрика была переименована в «Ernst Heubach Köppelsdorfer Porzellanfabrik». На ней выпускались кукольные головы и фарфоровые куклы для купания (Badepuppen), а также различные фарфоровые изделия для электроиндустрии. В 1915 году в компанию приходят сыновья Хойбаха Ганс и Эрнест. Вскоре Ганс погибает в Первой мировой войне. Эрнест Хойбах-юниор женится на дочери Арманда Марселя Беатрис. В 1919 году Хойбах и Марсель объединяют свои компании. В этом же году Арманд Марсель переносит инсульт и вынужден отойти от дел. Бразды правления перешли в руки его сына Германа. Но после слияния компания производила уже исключительно кукольные головы для других фирм, таких как Georg Borgfeld & Co, Cuno & Otto Dressel, Bergmann, Steiner и др.

коллекция кукол современных дизайнеров

Одним из самых известных имен, вошедших в историю кукольной промышленности в Вальтерсхаузене, является имя Генриха Хандверка (Heinrich Handwerck). Хандверку было всего десять лет, когда Зимон и Хальбиг основали свою фабрику. В 16 лет он начинает свою трудовую карьеру сначала учеником, а позже клерком в конторе колбасной фабрики. После завершения воинской службы он работает торговым агентом на кукольной фабрике Адольфа Визлиценуса. В 1884 году Хандверк женится на Минне Кох и открывает свое собственное предприятие. Первой продукцией Хандверка был маленький чертик, выпрыгивающий из коробочки. Эта игрушка выпускалась совсем небольшим тиражом, но Хандверк неустанно занимался развитием своей фабрики. В своих воспоминаниях его жена Минна пишет: «Мы выпускали кукол с фарфоровыми головами и плечами на кожаных и тканевых телах, с изящными париками и в простых платьях. Кроме того, Генрих отливал из гипса формы для изготовления тел, рук и ног кукол. Эти отдельные детали изготавливались в соседних городках Финстербергене и Альтенбергене. Прессовщики формировали части из качественного картона с добавлением клея. Все швы на картонных деталях шлифовались наждачной бумагой вручную. Затем рабочие доставляли готовые тела в Вальтерсхаузен и получали новые заказы. Мы жили очень просто и экономно, почти все доходы шли на оснащение фабрики и зарплату рабочим». Вскоре начинают поступать заказы из США, Франции. Хандверк начинает сотрудничать с американской фирмой Hinrichs & Co. в Нью-Йорке. Одной из самых известных его кукол является Bebe Cosmopolite, выпущенная в 1895 году, а также любимые коллекционерами молды 69, 99, 109, 119. Все выпускаемые куклы маркировались номерами отливок, оканчиваюшимися на число девять. Кукольные головы Хандверк заказывал, в основном, на фабрике Зимона и Хальбига. Но модели он разрабатывал самостоятельно. Часто маркировка на кукольных головах ставилась двойная, обоих производителей.

К 1901 году заказов, в первую очередь из США, на его великолепные куклы поступает так много, что Хандверк вынужден их ограничить. В 1902 году, в возрасте всего 44 лет, Хандверк умирает от неизлечимой болезни почек. Его фабрику выкупает фирма Кэммера и Райнхарда (Kämmer & Reinhardt). Именно с этой покупки начинается успех и мировая известность компании K & R. Компания продолжает сотрудничать с фирмой Зимона и Хальбига. В 1903 году компания K & R получает патент и приступает к изготовлению кукол с так называемыми флиртующими глазами. Это, в том числе, куклы его знаменитой 126 серии « Mein Lieblingsbaby», выпускавшейся в период 1914-1930 годов.
В 1909 году на выставке в Мюнхене Франц Рейнхардт знакомится с берлинскими художниками, которые изготавливают для компании бронзовый бюст ребенка в возрасте шести недель, который служит первой моделью для создания „характерной“ куклы K & R. В Берлине разрабатывают также модели «Петер» и «Мари», эти куклы рассылались по всему миру, заказчикам приходилось ожидать долгое время, так много поступало заказов. Художник фирмы K & R. Карл Краузер разрабатывает новые модели, образцом для которых послужил внук Франца Рейнхарда. Эти куклы поступают в продажу под названиями «Ганс» и «Гретхен».Впервые они были представлены на Лейпцигской пасхальной ярмарке в 1909 году. Эти куклы известны также, как молд 114. Слева на фото изображена кукла K & R молд 121. Затем появляются на свет «Эльза», «Карл», «Элиза», «Вальтер». Компания была настолько успешной, что пережила гиперинфляцию, мировую экономическую депрессию и времена нацизма. Это была одна из первых индустриальных компаний, восстановленных после Второй мировой войны.

коллекционные куклы ручной работы, выставка кукол в праге, выставка кукол москва тишинка, авторские куклы, будуарная кукла

Кроме таких широко известных производителей, как Кестнер, Хандверк, Зимон и Хальбиг, Кэммер и Рейнхардт, в Тюрингии было много более мелких и менее известных кукольных фабрик. Среди них Карл Бергман (Carl Bergmann), Адольф Хюлс (Adolph Hülß), Альт, Бек и Готшальк (Alt, Beck & Gottschalck), Кёниг и Вернике (König & Wernicke), Ганс и Зейфарт (Gans & Seyfarth), а также многие другие производители фарфоровых кукол. Простое перечисление их имен заняло бы целую страницу. Каждый из них внес свой вклад в историю кукол, предоставив нам возможность любоваться неувядающей прелестью и обаянием старинных фарфоровых красавиц.

Источники:

Mary Hiller: „ Puppen und Puppenmacher“, Mundus Verlag, 1986.

„Cieslik’s Lexikon der deutschen Puppenindustrie“, Marianne Cieslik Verlag, 1984.

Журнал Gildebrief: Heft2/1996, Heft2/1997, Heft3/1998, Heft4/1998, Heft1/2001.

Marco Tosa: «Puppen. Das verspielte Abbild vom Menschen», Battenberg Verlag, Augsburg 1994.

https://tantelina.livejournal.com/