Коропластика- статуэтки из глины.

Коропластика – изготовление статуэток людей и животных из глины – один из самых древних видов искусства. Ее зарождение относится к VII-VI тысячелетию до нашей эры. В середине второй половины II тысячелетия до н.э. в Греции, прежде всего в Миекнах, изготовляли лепные статуэтки богини плодородия. Совершенно плоское, условное изображение человеческой фигуры, верхняя часть которой приближается по форме к диску. Выделена только грудь, очень условно и обобщенно трактованы голова и лицо. Вертикальные полоски черной и красно-коричневой краски, покрывающие большую часть поверхности, передают одежды.
это же время, в 14-13 веках до н.э. на острове Кипр делают статуэтки богини иного типа. Богиня обнажена, маленькие ручки сложены на животе, на лице выступает большой клювовидный нос, крупные выпуклые глаза, серьги в виде колец украшают уши. В первом тысячелетии до н.э., в его начале, кипрские мастера начинают раскрашивать свои статуэтки

В материковой Греции в 9-8 веках до н.э. господствует так называемый геометрический стиль. Немногочисленные глиняные статуэтки людей и животных этого времени просты и схематичны. Представление о них дают статуэтки Беотии, где традиции геометрического стиля сохраняются в 7-м и даже в 6-м веках до н.э. Статуэтка богини имеет вид пластины, слегка расширяющейся книзу, руки – два небольших выступа, голова на длинной шее увенчана большим головным убором. На лице выделяется нос, остальные черты лица исполнены краской, так же, как и детали головного убора, волосы, узоры на одеждах.

В 7-м веке до н.э. в изготовлении терракотовых статуэток происходит поистине революционное изменение. Мастера начинают снимать форму с готовой статуэтки, одну или несколько, в зависимости от размеров и сложности фигуры. Форма обжигается и затем в ней методом оттиска изготавливается новая статуэтка, как две капли воды похожая на предыдущую.

В конце 6-го и в 5-м веках до н.э. особой популярностью пользуются терракотовые протоми – односторонние изображения передней или верхней части фигуры, как правило, без задней стенки, с небольшим отверстием для подвешивания.

В начале 5-го века до н.э. несомненно под влиянием монументальной скульптуры происходят существенные изменения и появляются новые типы статуэток, стоящих юношей и женщин.

В эпоху эллинизма, в III-II-I веках до н.э., искусство античной коропластики достигает своего наивысшего расцвета. Необычайно разнообразны типы статуэток, совершенно их техническое исполнение. В III веке до н.э. господствует так называемый танагрский стиль, по названию места обнаружения первых подобных статуэток в некрополе города Танагра. Это преимущественно изображения женщин и девушек, стоящих или сидящих с различными предметами в руках, в длинных ниспадающих одеждах. Эти статуэтки раскрашиваются светлыми нежными красками, розовой, голубой, желтой, волосы рыжевато-коричневой или каштановой, украшения отмечаются золотом.

Терракоты Танагры, Мерины, других античных центров при их жанровом, на первый взгляд, характере очень редко служили украшениями жилых помещений. Как и терракоты более раннего времени, они предназначались, прежде всего, для культовых целей. Их клали в могилы, использовали в различных погребальных ритуалах, приносили в качестве даров в храмы и святилища божества. И каждый раз эти статуэтки отражали мировоззрение и религиозные верования людей своей эпохи.

Источник — http://www.istorio.net/