История кукол из париана и бисквита — Кукольные истории или " О чем говорят куклы "

История кукол из париана и бисквита

Красота ранних немецких кукол из фарфора под названием «париан» никого не может оставить равнодушным. Название это происходит от греческого острова Парос, где издавна добывался белый мрамор, признанный самым красивым мрамором в мире. За сходство этих фарфоровых кукол со скульптурами, вырезанными из паросского мрамора безупречного качества, их называют «париан».

В чем отличие кукол из париана от кукол из китайского фарфора «china » и кукол из бисквита?
«parian» — это матовый, нетонированный (всегда белый) и неглазурованный фарфор.
«china» — это нетонированный (всегда белый) и покрытый блестящей глазурью фарфор.
«вisque» — это матовый, тонированный в телесный цвет и неглазурованный фарфор.

Кукольные головы из париана изготавливались короткий период времени, примерно с 1860 до 1880 года. На смену ему пришел бисквитный фарфор, матовый и тонированный в телесный цвет. Впервые появился париан в Англии, там уже в 1840-е годы из него делались статуэтки, вазы. Лишь после 1850 года немецкие фабриканты обратили внимание на этот матовый фарфор. Рецептуру его изготовления англичане держали в тайне, пришлось самим научиться делать похожий фарфор. Такой степени качества и полупрозрачности, как у англичан, немцы не достигли, но зато немецкий фарфор (тоже, бесспорно, высокого качества) был подешевле и очень хорошо подходил для изготовления кукольных голов.
Из фарфора делались только головы с плечами и конечности, тела же шились чаще всего из мягкой белой козьей кожи, иногда и из ткани. Сама кожа изнутри часто дублировалась тканью. Набивались тела очень плотно пробковой крошкой, мелкими опилками, конским волосом. Куклы были довольно большого размера, 40 — 65 см.
Большой интерес представляют именно головы кукол. Лепные прически этих дам затейливо украшены различными бантами, перьями, диадемами, цветами. Представлены всевозможные головные уборы: шляпы, чепчики, тюрбаны. Украшались также плечевые пластины, здесь и бантики, и крестики, и бусины. Лепные кружева изготавливались путем опускания настоящего кружева в жидкую фарфоровую массу — шликер. При запеке ткань выгорала, получалось тонкое ажурное кружево.
Лепные украшения иногда отливались вместе с головой в одной форме, а иногда долепливались вручную перед обжигом. Роспись очень интересная, тонкая, многоцветная.

Сами головы чаще отливались вместе с плечами в виде цельной отливки. Но иногда использовались две формы, голова отдельно и плечи отдельно.

Глаза у этих кукол, как правило, рисованные. У более поздних встречаются интаглио-глаза с углублениями в области радужки и зрачка. Изредка можно встретить кукол со стеклянными глазами, это более поздние куклы. Стеклянные глаза, как правило, вставлялись не на фарфоровой фабрике, а у фабрикантов-стеклодувов. Эта кукла сделана на фабрике Зимона и Хальбига примерно в 1875 году, она имеет маркировку «S 12 H».
С начала 1870 года фарфор для кукольных голов начинают тонировать в телесный цвет, чтобы достичь большего сходства с кожей человека. Тонировка иногда настолько легкая и нежная, что трудно бывает понять, париан это или бисквит. Лидия Рихтер советует иметь под рукой голову из париана как образец и сравнивать ее поверхность изнутри и снаружи с определяемой головой. Увы! Не многим из нас этот совет подойдет, так как куклы очень дорогие, не всем по карману. Трудность отличия бисквита от париана является одной из причин, почему подобные куклы объединяют иногда под общим названием «куклы типа париан».
Разные фарфоровые фабрики выпускали такие кукольные головы, все известные маркировки этих фабрик есть в книге Лидии Рихтер «Antike Puppen aus China-, Parian, und Biskuitporzellan».

Источник: https:/tantelina.livejournal com/

на фото Авторская коллекционная будуарная кукла, выполнена в смешанной технике, ручная работа, кукла подвижна, рост 40см, 2018г., ед.экз.